Метро – вид транспорта, распространенный сегодня во многих странах и городах. Услугами метро ежедневно пользуются миллионы пассажиров в мире, и роль метро в транспортной инфраструктуре огромна. В конце концов, неудивительно, что 10 января отмечается Всемирный день метро.
Дата праздника была выбрана в честь открытия первой в истории линии метро. 10 января 1863 года было введено в эксплуатацию лондонское метро, которое было построено по проекту Чарльза Пирсона и имело длину всего 6 км. Сначала лондонское метро работало на паровой тяге, а в 1890 году ее заменили на электрическую.
Вторым после лондонского было нью-йоркское метро, правда, сначала оно было открыто как надземное. Первая подземная линия метро в Нью-Йорке открылась в 1904 году. Вслед за этим собственные линии метро были открыты в Чикаго, а также в европейских городах – Будапеште, Глазго, Париже, Берлине и Гамбурге.
В 20 веке крупные города СССР обзавелись собственными метрополитенами, среди которых были, в частности, Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Киев, Тбилиси, Баку, Харьков, Ташкент, Ереван и Минск. А также метро было построено в столицах и крупных городах таких стран, как Аргентина, Испания, Япония, Норвегия, Швеция, Канада, Португалия, Италия, Мексика, Китай, Южная Корея, Бельгия, Австрия, Финляндия и др.
Строительство линий метрополитена очень затратно, а потому обычно экономически оправдано только в городах с большой площадью и большим населением. Для строительства линий метрополитена в настоящее время применяют закрытый и открытый способы.
Закрытым способом тоннели подземного метрополитена строят с помощью проходческих комплексов, важным элементом которых является проходческий щит. Впервые он был использован в 1842 году при строительстве тоннеля под Темзой, и именно благодаря проходческому щиту была построена самая первая линия лондонского метрополитена, положившая начало всему современному метрополитену.
Сегодня электропоезда используются в качестве подвижного состава в метрополитене; Для перевозки пассажиров используются вагоны, конструкция которых аналогична железнодорожным и трамвайным вагонам, но имеет свои особенности. Электропоезда метро питаются от сети постоянного тока, проходящей через контактный рельс.
Инфраструктура метрополитена может включать тоннели, путепроводы, метромосты, инженерные сооружения и электродепо. Для посадки/высадки пассажиров используются подземные и наземные станции, причем подземные станции метро часто проектируются и строятся таким образом, чтобы при необходимости служить бомбоубежищем для населения.
Всемирный день метро отмечает важность метро для транспорта в разных городах. Увы, нет данных о том, кто и когда решил учредить такой праздник, а также о том, действительно ли он глобальный или хотя бы интернациональный. Тем не менее, 10 января — отличный день, чтобы узнать больше о метрополитене, его истории, особенностях и преимуществах, а также поздравить всех работников, причастных к обеспечению работы метрополитена.