Ежегодно 12 июля свой профессиональный праздник отмечают стюарды и стюардессы – представители одной из самых романтичных и в то же время самых сложных профессий. Он называется Всемирным днем бортпроводника гражданской авиации.
Многие считают стюарда своего рода «летающим официантом», проводя аналогию со стюардами на круизных лайнерах. Однако основная обязанность бортпроводника — обеспечение безопасности пассажиров, а обслуживание — второстепенная обязанность (хотя и очень важная).
Изначально функции бортпроводника на пассажирских рейсах выполнял второй пилот, но с точки зрения безопасности это было достаточно рискованно. В 1928 году в Германии было принято решение о включении стюарда в качестве третьего члена экипажа пассажирского самолета.
Хотя стюардессами могут работать как мужчины, так и женщины, сегодня все привыкли, что чаще всего это молодые привлекательные девушки. Идея найма бортпроводников впервые возникла в США. Это должно было стать не только своеобразной рекламой пассажирской авиации, но и повысить безопасность полетов: девушки весят меньше мужчин, а в то время для сохранения устойчивости самолета был важен каждый килограмм.
Медсестра из Сан-Франциско Эллен Черч считается первой бортпроводницей. Сама она предложила свои услуги компании Boeing Air Transit (ныне United Airlines) в 1929 году. Набрав группу из семи медсестер, она подготовила их к работе бортпроводниками. Первый полет в этой группе совершила 15 мая 1930 года сама Эллен Черч.
С тех пор полеты гражданской авиации без бортпроводников практически немыслимы. И сегодня в авиакомпаниях работают многие тысячи бортпроводников, в обязанности которых входит, как уже было сказано, обеспечение безопасности пассажиров во время полета. В то же время бортпроводники (и стюарды) являются «лицом» авиакомпаний, и к ним предъявляются очень строгие требования при приеме на работу.
Например, важны рост, вес и состояние здоровья кандидатов, знание иностранных языков, умение оказать первую помощь в различных ситуациях, знание правил безопасности полетов, общая физическая подготовка. При этом практически всегда под запретом татуировки и пирсинг, «слишком модные» прически, а также слишком крупные и увесистые серьги.
Профессия бортпроводника связана с достаточно высокой физической и психологической нагрузкой, поэтому для работы в этой сфере нужно иметь не только крепкое здоровье, но и высокую стрессоустойчивость. И, кстати, карьера бортпроводника длится недолго из-за сложных условий — в большинстве авиакомпаний бортпроводники уходят на «пенсию» в 40-45 лет или даже раньше.