В народном календаре православному празднику Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии соответствует праздник Успения, отмечаемый 28 августа (15 августа по старому стилю). На Руси этот праздник всегда был особо почитаем, а Богородица ассоциировалась с древним божеством — Матерью Сырой Землей.
Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии совершается в память кончины Божией Матери. В православии это один из самых важных праздников, он относится к двенадцатому.
В разных источниках разнятся сведения о земной жизни Девы Марии, ее смерти, воскресении и вознесении на небо. Но в общих чертах церковное предание говорит, что Мария присутствовала при распятии Иисуса и Он поручил одному из своих ближайших учеников, апостолу Иоанну, позаботиться о ней.
Дева Мария посетила Голгофу и Гроб Господень для молитв, проповедовала на Афоне и посетила Эфес. К моменту смерти Она жила в Иерусалиме. Однажды Ей явился архангел Гавриил и сказал, что скоро Она «отойдет ко Христу Богу». Мария стала готовиться к своему смертному часу и пожелала видеть апостолов на прощание. Которые просто разошлись по всем частям света проповедовать христианство.
По молитве Божией Матери апостолы чудесным образом были перенесены из разных мест в Иерусалим. Она простилась со своими близкими и умерла мирно, при этом яркий свет осветил комнату и те немногие, кто был достоин, увидели, что Иисус в окружении ангелов и святых сошел с небес за своей матерью.
По некоторым преданиям, Фомы не было в числе апостолов, которым удалось прибыть в Иерусалим только через 3 дня после смерти Богородицы. Когда по его просьбе гроб Марии вскрыли, оказалось, что там никого нет, а остались только благоухающие погребальные одежды Пресвятой Богородицы. Поэтому считается, что в конце концов Дева Мария была вознесена на небеса телом и душой.
На Успение в народе не было принято выполнять какую-либо работу, связанную с пахотой, копанием или рыхлением земли. Это считалось оскорбительным для Матери Сырой Земли. Также в этот день не полагалось ходить босиком.
Сбор урожая обычно заканчивался на Успение, поэтому этот праздник иногда называли Дожинком. После Дожинка к Ивану Постному у крестьян был короткий период отдыха, который называли молодым бабьим летом. Последние собранные колоски полагалось освящать в церкви в день Успения, чтобы на следующий год урожай был хорошим.
В день Успения в слободах часто устраивались так называемые трефы — большие общие пиршества, на которые каждый привозил для каждого свое угощение.