В перуанской провинции Чумбивилькас (район Куско) есть интересная рождественская традиция – драки, в которых люди могут разрешить накопившиеся за год конфликты и выплеснуть агрессию, чтобы вступить в новый год в мире и согласии. Этот традиционный фестиваль называется Таканакуи.
Слово таканакуй на языке кечуа означает «бить друг друга». Эта традиция зародилась в районе Санто-Томас провинции Чумбивилькас, но впоследствии распространилась по всему региону Куско и даже за его пределы, например, в столицу Перу Лиму.
Конечно, Таканакуи — это гораздо больше, чем организованная драка. Многие участники фестиваля носят традиционные костюмы и красочные балаклавы, прочно связанные с фестивалем Таканакуи. Основная задача балаклав — скрывать лица противников (хотя все бойцы знают, против кого они вышли на ринг, и многие дерутся без балаклавы).
Обычно на фестивале можно встретить пять традиционных персонажей, отличающихся костюмами и цветом балаклав. Самый простой костюм, majeno, вдохновлен андскими всадниками и состоит из шерстяных штанов для верховой езды, кожаного головного убора и традиционной перуанской куртки. Махено носят балаклавы с абстрактными узорами четырех цветов — красного, зеленого, желтого и белого.
Костюм караватанна похож на костюм махено, но дополнен байкерской кожаной курткой и длинными чапасами (кожаными накладками на штаны). Кроме того, в таком костюме к головному убору обычно прикрепляют череп мертвой птицы или оленя. Обычно молодые люди выбирают караватанну, потому что считают, что она выглядит круче всех остальных.
Негритянский костюм навеян образом рабовладельца колониального периода: высокие кожаные сапоги, дорогие брюки, рубашка и жилет, вышитый шелковый плащ розового или голубого цвета и картонная корона, увенчанная звездой. Костюм негра ассоциируется с богатством и противопоставляется «бедному» махено.
Лангос (langos) — костюм саранчи (именно так переводится ее название), выполненный из блестящей ткани. Люди, одетые как ланго, часто держат в руках мертвую птицу, символизирующую разрушения, вызванные нашествием саранчи в Перу в 1940-х годах. Наконец, кара галло (q’ara gallo) относится к людям, которые не носят традиционные костюмы, но принимают участие в праздничном шествии.
Фестиваль Таканакуи начинается с шествия на поле боя, в котором принимают участие и взрослые, и дети. Сами бои проводятся для того, чтобы люди могли выплеснуть накопившуюся агрессию и разрешить имеющиеся конфликты. В драках разрешены удары руками и ногами, но запрещается кусать противника, дергать его за волосы, бить лежа.
В боях принимают участие не только мужчины, но и женщины, а иногда даже дети (при этом, конечно, мужчины сражаются с мужчинами, а женщины с женщинами). Стюарды боя вызывают противников в центр зрительского круга попарно и во время боя следят, чтобы они не сильно покалечили друг друга.
Бой заканчивается, когда один из противников не может подняться с земли, либо по сигналу стюарда. После схватки конфликт считается исчерпанным, и участники должны пожать друг другу руки и обнять друг друга. Однако, если проигравший не согласен с результатами, он может потребовать проведения матча-реванша. Когда все бои заканчиваются, собравшиеся исполняют традиционный массовый танец.
Хотя правительство Лимы неоднократно пыталось запретить Таканакуи, фестиваль остается очень популярным. Если раньше его посещали в основном бедняки из народа кечуа, то сегодня Таканакуй – это поистине массовое мероприятие, в котором участвуют люди независимо от их этнического происхождения, уровня доходов и социального положения.