В 19-й день месяца раби аль-авваль по мусульманскому календарю в Мали отмечают уникальный для этой страны праздник «крещения» пророка Мухаммеда. Слово «крещение» в данном случае означает, конечно, не христианское таинство крещения, а обряды, которые принято в исламе совершать на седьмой день после рождения ребенка.
Мавлид (день рождения пророка Мухаммеда) — один из важнейших праздников во всех мусульманских странах, но только в западноафриканской стране Мали, 95 % населения которой исповедуют ислам, также отмечается седьмой день рождения пророка. отмечается на государственном уровне. Этот праздник обычно называют днем крещения пророка Мухаммеда, хотя, конечно, к христианскому обряду крещения он не имеет никакого отношения.
Крещение в христианстве по сути является обрядом посвящения, посредством которого человек становится членом церкви. Однако в исламе таких обрядов нет. Кроме того, пророк Мухаммед считается основателем ислама, а это значит, что на момент его основания этой религии еще не существовало.
Поэтому в данном случае под «крещением» понимаются обряды, совершаемые на седьмой день рождения ребенка и имеющие доисламское происхождение. Одним из таких обрядов является акика, жертвоприношение животного в знак благодарности Богу за рождение ребенка. Акика — один из добровольных обрядов, невыполнение которого не считается грехом.
По традиции на седьмой день после рождения мальчика следует заколоть двух баранов, а после рождения девочки – одного. Часть мяса раздают нуждающимся, а часть всем, включая членов семьи. Кроме того, на седьмой день после рождения принято брить голову ребенка и жертвовать бедным денежную сумму, вес которой равен весу волос ребенка. Однако если жертвоприношение нельзя совершить на седьмой день, его можно совершить в любое время до достижения ребенком половой зрелости.
Кроме того, некоторые мусульмане обрезают мальчиков на седьмой день, который по-арабски называется хитан или хатна. В отличие от иудаизма, где обрезание символизирует завет между Богом и народом Израиля, в исламе это скорее обряд ритуальной чистоты. В одних ответвлениях ислама это считается обязательным, а в других рекомендуется.
Согласно некоторым хадисам (преданиям о Пророке Мухаммеде), Абд аль-Мутталиб, дед Пророка Мухаммеда, сделал ему обрезание, когда Мухаммеду было семь лет. Поэтому день «крещения» пророка Мухаммеда, пожалуй, правильнее было бы назвать днем обрезания пророка Мухаммеда. Однако в других хадисах говорится, что Мухаммед родился без крайней плоти, поэтому он не был обрезан. Однако он сам обрезал своих внуков, Хасана ибн Али и Хусейна ибн Али, на седьмой день после их рождения.
В то же время сегодня традиция обрезания на седьмой день распространена далеко не во всех мусульманских странах. В некоторых регионах мальчикам делают обрезание в 3-4 года, в некоторых в 6-8, а в некоторых в 10-13 лет, до полового созревания. Однако некоторые богословы до сих пор придерживаются мнения, что лучше всего обрезать ребенка на седьмой день.