28 мая (15 мая по старому стилю) Православная Церковь празднует память преподобных Пахомия Великого и преподобного Пахомия Нерехтинского. В народном календаре этот день назывался Пахом Бокогрей или Пахом Теплым.
Пахомий Великий жил в IV в. Он был уроженцем египетского города Фивы, считается, что родился около 292 г. Сначала он был язычником и служил в армии Константина Великого солдатом, но когда в 312 г. во время военных действий встретился с нейтральных христиан, горячо приветствовавших его отряд, он постепенно стал склоняться к христианству.
После окончания войны Пахомий принял крещение, а затем основал первый общежительный монастырь, а также составил для него устав. В результате Пахомий считается, наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Евфимием Великим, одним из основателей монашеской общины и одним из столпов скита.
Пахомий Нерехтский, которого в миру звали Яков Игнатьев, жил в XIV веке и был первым настоятелем обновленного Константиновского монастыря, а также основателем монастыря на Нерехте.
Он родился в семье священника в городе Владимире. С детства он начал изучать священные книги, а в 12 лет, после смерти отца, по благословению матери, ушел в Богородице-Рождественский монастырь. Когда ему был 21 год, он принял монашеский постриг и взял имя Пахомий как раз в честь Пахомия Великого.
Память обоих святых Пахомиев празднуется церковью в один и тот же день, поэтому в народной традиции они «слились» под единым именем Пахом. А наши предки стали пользоваться прозвищами Бокогрей и Теплый, так как с пахомовского дня должна была наступить действительно теплая погода: «Пахом пришел — теплом пахло». В народе говорили, что в этот день «черемуховые утренники сменяются рябиновым теплом».
Погода на Пахоме была источником народных примет. Так, крестьяне считали, что если на Пахоме тепло, то и все лето будет теплым. А багровый восход в тот день обещал грозное огненное лето.
На Пахоме Бокогрей начался ранний посев льна. Но сеять пшеницу и овес в тот день закончили: «Пришел Пахом Бокогрей — посей скорее пшеницу». Но никакие другие растения сажать и сеять на Пахоме было крайне нежелательно; считалось, что другие посадки и урожай, сделанные в этот день, будут потеряны, особенно если это будет сделано в полдень.