28 сентября (15 сентября по старому стилю) Православная Церковь празднует память великомученика Никиты Готфского. В народе этот святой имел несколько прозвищ — Никита Гусятник, Гусепролет, Гусар, Репорез, Осень и др.
Никита Готфский (Готик) жил в 4 веке. По происхождению он был готом, родившимся на берегу Дуная — на территории нынешней Румынии. Он был крещен епископом Феофилом, а затем вместе с готским епископом Вульфилой распространял христианство среди своих соплеменников.
Никита был известен и как воин, он сражался в войсках предводителя Фритигерна против предводителя Атанариха. Афанарих был язычником, и когда он пришел к власти, христиане среди готов стали подвергаться гонениям. Никита не отрекся от христианской веры и продолжал проповедовать. Он также начал доносить на Атанариху.
В результате Никита попал в плен и подвергся различным пыткам. Однако это не сломило святого, и поэтому, в конце концов, Атанарих приказал его казнить. Никита был сожжен в 372 году в Бессарабии. Друг Никиты Мариан нашел тело святого и принес его в его родной город Мопсуестию в Киликии. Там у гроба святой мученицы стали происходить чудесные исцеления.
Память Никиты стали чтить как в католической, так и в православной церквях. «Церковное» прозвище святителя дано ему по происхождению, а народные «гусиные» прозвища Никита получил на Руси в связи с тем, что с этого дня дикие гуси улетали в теплые края на зимовку, а домашние гуси стали забивать. Кроме того, со дня Никиты стали резать репу, отсюда и Никита Репорез. Репа была одним из важнейших продуктов на столе крестьян.
День Никиты Гусятника был праздником охотников на диких гусей. Ко времени отлета гуси становились особенно жирными, а их мясо особенно вкусным, поэтому вторая половина сентября была лучшим временем для охоты.
По поведению гусей судили и о предстоящей погоде: если гуси полоскались в сторону воды, следовало ожидать теплой погоды, а если стояли над лужами, держась за ноги, то мороза и холода. Гуси, прячущие нос под крылья, обещали раннюю зиму.
Для Никиты Гусятника стали забивать домашних гусей. Лучшего гуся полагалось принести в жертву водяному гуся, который считался охранником водоплавающих птиц. Раньше птице приходилось отрубать голову, чтобы домовой, считавшийся охранителем домашней птицы, не обнаружил пропажу (крестьяне считали, что домовой считает птицу по головам).