Помимо Всемирного дня прав потребителей, в некоторых странах есть свои праздники, посвященные правам потребителей. Например, каждый год 24 декабря индийцы отмечают Национальный день прав потребителей.
История защиты прав потребителей в Индии восходит к 1960-м годам, когда в стране стали появляться первые организации потребителей. Первым из них было Индийское общество поддержки потребителей (CGSI), некоммерческая организация, созданная в 1966 году для защиты потребителей и информирования их о недобросовестной торговой практике, дефектных продуктах и некачественных услугах.
Создание CGSI давно назрело, потому что права потребителей в новой независимой Индии были крайне плохо защищены. Промышленность страны контролировалась несколькими предприятиями-монополистами, которые, не колеблясь, эксплуатировали потребителей, чтобы максимизировать свою прибыль. В одном печально известном случае партия арахисового масла была загрязнена токсичным маслом Argemone, и сорок потребителей страдали от водянки (сильного отека конечностей) и глаукомы.
Однако только два десятилетия спустя интересы и права индийских потребителей стали защищаться законом. Это было связано с принятием Закона о защите прав потребителей 1986 года (COPRA). Этот закон иногда называют Великой хартией прав потребителей в Индии, поскольку он расширил возможности потребителей, позволив создать общенациональную сеть потребительских комиссий и судов, где потребители могут разрешать свои жалобы.
COPRA выделяет шесть основных прав потребителей: право на безопасность, право на выбор, право на получение информации, право быть услышанным, право требовать возмещения убытков и право на просвещение потребителей. В нем также перечислены шесть видов недобросовестной торговой практики.
В Закон о защите прав потребителей 1986 года вносились поправки в 1991, 1993 и 2002 годах, и в конечном итоге он был заменен Законом о защите прав потребителей 2019 года. В новом законе подчеркивается важность прозрачности и подотчетности для расширения прав потребителей, расширяется объем прав потребителей, описываются еще три типа недобросовестной торговой практики, вводит понятия ответственности за качество продукции и невыгодного контракта, а также излагает основные права потребителей в электронной коммерции. — коммерция и прямые продажи. Он также создал Центральный орган по защите прав потребителей при Министерстве по делам потребителей.
Национальный день прав потребителей Индии, иногда называемый просто Национальным днем потребителей, отмечается в годовщину принятия Закона о защите прав потребителей 1986 года. Его основная цель — повысить осведомленность широкой общественности о правах и обязанностях потребителей, чтобы потребители не эксплуатируются, и поощрение действий против недобросовестной торговой практики.
Каждый год Союзное правительство Индии, правительства штатов и местные органы власти, а также другие заинтересованные стороны проводят различные программы и мероприятия по повышению осведомленности потребителей. Обычно они сосредотачиваются на конкретной команде, которая выбирается каждый год. Прошлые темы включали, например, «Потребитель знает свои права», «Борьба с пластиковым загрязнением» и «Справедливое цифровое финансирование». К таким мероприятиям относятся семинары и вебинары, презентации по правам потребителей и т.д.