Ежегодно 13 августа отмечается неофициальный праздник – Международный день левшей. Этот международный праздник посвящен всем левшам — людям, предпочитающим пользоваться левой рукой.
По разным оценкам, левши составляют от 7% до 15% населения земного шара. В то же время среди населения Южной и Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и Австралии левши встречаются значительно чаще, чем в других этнических группах мира. Сегодня существуют различные теории, объясняющие леворукость, но ни одна из них не доказана полностью.
Существует множество стереотипов и предубеждений, связанных с левшами. Например, раньше в некоторых странах их считали «детьми дьявола» и «нечистыми», а левшей всячески притесняли. Кроме того, левшей традиционно с детства насильно переучивали обязательно пользоваться правой рукой для письма или еды, и хотя это приносило результаты, для самих левшей это сопровождалось большим стрессом, приводившим к различным проблемам со здоровьем.
В СССР в свое время тоже массово переучивали леворуких детей, причем часто весьма сомнительными методами. Но Минздравом СССР в 1985 г. и Минобразованием СССР в 1986 г. были приняты документы, охранявшие правописание для левшей и охранявшие здоровье детей-левшей, поэтому от практики переобучения постепенно отказались.
Сегодня левшей по-прежнему считают некими «другими», иногда приписывая им какие-то особые способности. Например, в настоящее время многие люди верят в мифы о том, что левши более креативны и изобретательны, чем правши, что левши чаще бывают лидерами, что они умнее и что они интроверты. Однако эти мифы не подтвердились, и ученые не обнаружили никакой связи между предпочтительной рукой и интеллектуальными способностями.
Так что главная цель Международного дня левшей – развенчать мифы, связанные с леворукостью, а также привлечь внимание общественности к проблемам левшей. Так, многие предметы разработаны с расчетом на удобство использования правой рукой. Так, большинство ножниц, кухонных ножей с ассиметричным лезвием, различных станков и другого оборудования в производстве удобны для правшей, а левшам приходится совершать неестественные для них движения, что приводит к нервно-мышечному напряжению и даже травмы на производстве.
Переподготовка левшей также остается актуальной проблемой, хотя ее масштабы со временем значительно уменьшились. Поэтому еще одна задача дня – обратить внимание педагогов на недопустимость переподготовки.