14 июля (1 июля по юлианскому календарю) Православная Церковь чтит память бессребреников Космы и Дамиана, пострадавших в Риме. На народный манер этих святых называли Козьма (Кузьма) и Демьян, а соответствующий народный праздник назывался летними Кузьминками.
Святые мученики Косма и Дамиан были братьями, жившими, как считается, во второй половине III — начале IV веков. Родом они были из Рима, родители-христиане воспитывали братьев в благочестии.
Косма и Дамиан были врачами по профессии. Они вели целомудренную и скромную жизнь и бескорыстно помогали людям, за что Господь наградил их даром исцеления. Видя доброту братьев и их стремление к праведной жизни, многие люди обратились в христианскую веру, и это привлекло внимание властей к братьям.
За Космой и Дамианом были посланы воины. Узнав об этом, христиане попросили братьев спрятаться на время, чтобы не оставлять пришедших к ним людей без помощи. Братья подчинились, но воины, не найдя Космы и Дамиана, схватили в деревне других христиан, поэтому врачи немедленно покинули приют и добровольно сдались, попросив взамен отпустить остальных.
Братья были заключены в тюрьму, а затем предстали перед судом. На суде они исповедовали себя христианами и отказались приносить жертвы языческим богам. В подтверждение силы Господней Косма и Дамиан исцелили императора Карина, пораженного внезапной болезнью. Когда люди увидели это чудо, они уверовали во Христа. Император отпустил братьев, и они вернулись к исцелению.
Однако им не суждено было прожить долгую и мирную жизнь. Когда-то их старый наставник, некогда обучавший Косму и Дамиана врачебному искусству, завидовал их славе. Он заманил братьев в горы, убил их, а тела бросил в реку.
В память о братьях Косме и Дамиане Римских народ на Руси стал праздновать так называемые летние Кузьминки — чтобы различать свои осенние Кузьминки, когда прославляются святые Косма и Дамиан Асийские.
В некоторых районах летние Кузьминки были началом сенокосов, а где-то к тому времени они уже были в самом разгаре. В народе об этом говорили: «Пришел Козьма-Демьян — пошли на покос». Это время было периодом активной работы не только в поле, но и на огороде: на Кузьме и Демьяне начали пропалывать грядки и собирать первые корнеплоды.
Летние Кузьминки были чисто женским праздником, поэтому его еще называли бабьим праздником, или бабьими посиделками. Справившись с работой, женщины ходили друг к другу в гости или устраивали пиры в бассейне — женским братьям. На столе были овощные блюда и пиво. Такие посиделки сопровождались задушевными разговорами и песнями.
Интересно, что в белорусском Полесье в этот день, наоборот, избегали работы в огороде и в поле. Это было связано с тем, что святого Косму называли «Кузьма-сякач» и верили, что если в его день работать, то святой «вырежет» все градом. Кузьма считался покровителем кузнецов, поэтому в этот день была работа в кузнях.