В ночь с 18 на 19 января (с 5 на 6 января по старому стилю) народ праздновал Богоявленский вечер — канун праздника Богоявления, или Крещения Господня. У этого вечера было много народных названий: Водяная колядка, Крещенская колядка, Голодная кутья, Второй Сочельник.
В старину Крещенским вечером был последний день Коляды (Рождества Христова) — двенадцати праздников от Рождества Христова до Богоявления Господня. В народе эти дни ассоциировались с гуляниями, колядованием, переодеваниями, обрядовыми играми и обрядами и, конечно же, рождественскими гаданиями. Хотя эти обычаи (особенно гадания) не были признаны христианской церковью, они были широко распространены.
В Крещенский вечер ряженые в последний раз гуляли по селу, после чего было принято устраивать символические «проводы Коляды». Вечером семья собиралась на обрядовую трапезу, «голодную кутью», во время которой было принято ставить на стол нечетное количество постных блюд.
Среди этих блюд непременно были кутья, узвар (напиток из сухофруктов), блины, блюда из гороха или фасоли. При этом за столом совершались некоторые обряды, например, к обеду приглашали «морозца», а также различных фольклорных персонажей, подбрасывали к потолку первую ложку кутьи, зажигали свечи по умершим и некоторые посуды отложили.
В полночь пошли к водоемам — рекам, родникам, колодцам — набрать воды. Крещенской воде приписывали целебные свойства и тщательно оберегали. Лечебным считался и снег Крещенского сочельника. Мыли девушек, чтобы они были красивыми. Его использовали для лечения болезней и подмешивали в корм для домашней птицы и скота. А девушки в ночь на Крещение в последний раз гадали на суженого.
В ночь перед Крещением еще было принято, помимо прочего, предсказывать урожай в новом году. Для этого в стаканчики раскладывали разные виды семян и утром оценивали: на каких семенах появится заморозок, на том и родится в наступающем году.
А кое-где на Водяной Коляде было принято подвязывать плодовые деревья соломой, оставшейся с Сочельника, чтобы защитить их от холода и получить хороший урожай. При этом хозяин дома должен был в обязательном порядке пройти по саду босиком и, подвязав деревья, сказать: «Я пришел босой, не боясь мороза, и не бойся».