В США сразу после Дня Благодарения начинается сезон рождественских распродаж: в Черную пятницу люди выстраиваются в очереди в обычные магазины, а в понедельник наступает время для онлайн-покупок. Именно поэтому понедельник после Дня Благодарения называют Киберпонедельником.
Первые масштабные онлайн-продажи в понедельник после Дня Благодарения состоялись в 2005 году. Название «Киберпонедельник» этому дню дала Эллен Дэвис, тогда работавшая в отделе по связям со СМИ Национальной федерации розничной торговли, с согласия исполнительного директора организации Скотта Сильвермана. Впервые он появляется в пресс-релизе, опубликованном на веб-сайте Shop.org, представляющем Федерацию, 28 ноября 2005 года.
Конечно, дата Киберпонедельника выбрана не случайно. Исследование 2004 года показало, что понедельник после Дня Благодарения — один из самых прибыльных дней в году для интернет-магазинов, потому что в этот день люди возвращаются в офис после длинных праздничных выходных. В начале 2000-х у многих людей скорость Интернета на работе была намного выше, чем дома, поэтому они ждали понедельника, чтобы купить онлайн то, что не могли купить в Черную пятницу в обычных магазинах.
Сейчас у большинства жителей США нет проблем со скоростью домашнего интернета, и они могут практически в любое время заказать что-либо онлайн, но традиция скидок и распродаж в интернет-магазинах по случаю Киберпонедельника осталась, и каждый год люди тратят в этот день все больше и больше денег на онлайн-покупки. Так, по данным Adobe Analytics, в 2018 году жители США в общей сложности потратили на Киберпонедельник $7,9 млрд, а в 2019-м — уже $9,4 млрд.
С распространением смартфонов и мобильного интернета Киберпонедельник стал еще популярнее, ведь теперь покупать товары онлайн со скидкой стало намного проще. Это подтверждают и цифры: по данным Adobe Analytics, в 2019 году платежи за покупки с мобильных устройств составили 3,1 миллиарда долларов (то есть около трети всей выручки интернет-магазинов в Киберпонедельник).
Вдохновленные популярностью Киберпонедельника в США, владельцы интернет-магазинов стали проводить аналогичные акции в других странах. Например, Киберпонедельник в Канаде впервые прошел в 2010 году, а к 2011 году в нем участвовало около 80% канадских интернет-магазинов.
Однако за пределами США дата Киберпонедельника и других подобных акций не всегда привязана к Дню Благодарения. Например, в Китае скидки и распродажи как в физических, так и в интернет-магазинах обычно приурочены к 11 ноября, известному как День холостяков. В России первые Киберпонедельники прошли в конце января.
Помимо Черной пятницы и Киберпонедельника, в США также отмечается День малого бизнеса (Small Business Saturday), в который покупателям предлагается поддержать небольшие магазины, которым сложно конкурировать с крупными розничными сетями и интернет-магазинами. А сторонники осознанного потребления после Дня Благодарения устраивают День без покупок.