Два наиболее важных традиционных праздника в маленьком африканском государстве Эсватини (бывший Свазиленд) — это умхланга (танец тростника) и инквала (праздник первых плодов). Инквала длится несколько недель (с середины декабря до начала января), а первый день ритуала входит в число государственных праздников.
Ритуал инквала приурочен к летнему солнцестоянию. Поскольку Эсватини находится в южном полушарии, он приходится на декабрь. Точную дату начала церемонии определяют астрологи на основании целого набора известных только им факторов. Цель трехнедельного ритуала – объединить народ Эсватини, получить благословение от предков и продлить правление народа свази, а также отпраздновать начало сбора урожая.
Центральной фигурой инквалы является король Эсватини (с 1986 года трон занимает Мсвати III), ведь одна из главных целей ритуала – укрепление королевской власти; нет короля — нет равных.
Ритуал проводится жрецами, известными как беманти (люди воды) или белвандле (люди моря), потому что они приносят речную и морскую воду, чтобы придать силу королю. Их возглавляет глава клана Ндвандве.
Инквала начинается с того, что часть беманти выходит в море на освященных лодках для сбора морской пены, которая, по легенде, обладает целебной силой, а часть — к рекам Лусутфу, Команзи и Мбулузи. Жители деревень, через которые проходят жрецы, всегда с гостеприимством встречают беманти и дарят им подарки в знак уважения.
Вернувшись в столицу, беманти принимают участие в церемонии, известной как маленькая инкавала. Помимо священников, на церемонии присутствуют король, его жены, королева-мать и жены покойного короля, а также военнослужащие. Во время малой инквалы принято петь традиционные песнопения.
Примерно через две недели начинается основная часть ритуала — большая инквала. Сначала при свете луны молодые люди срезают ветки священного дерева лузеване (разновидность акации) и на следующее утро приносят их в столицу, где из этих веток строят священную хижину для проведения ритуала празднования первый урожай.
Кульминацией праздника является появление короля, облаченного в праздничное одеяние. Он идет в священную хижину и вкушает первые плоды нового урожая (перед этой церемонией употребление в пищу овощей и фруктов, собранных в текущем сезоне, запрещено), при этом его подданные поют священные песни.
Следующий день король проводит в уединении, и посещать его разрешается только женам. Наконец, последний день инкуала — это день очищения. В этот день принято с песнями и плясками сжигать все лишнее вокруг ритуального костра, после чего все пируют и веселятся. А завершает инквалу символическая церемония прополки полей.
* Дата 2023 г.