16 марта (3 марта по старому стилю) в народном календаре называется Днем Евтропия, потому что в этот день Православная Церковь празднует память мученика Евтропия Амасийского.
Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали за христианскую веру в Амасии Понтийском около 308 года. Евтропий и Клеоник были братьями, а Василиск был племянником великомученика Феодора Тирона и был их другом.
Когда святой Феодор был замучен, трое друзей были заключены в темницу. Там они проповедовали христианство и привели в веру многих язычников, которых также посадили в тюрьму. Между тем в Амасии Понтийской вместо умершего от гнева Божия Публия воцарился новый правитель. Новый лорд узнал, что друзья Теодора Тирона находятся в тюрьме, и приказал привести их к нему.
К новому правителю привели Евтропия, Клеоника и Василиска. Они называли себя христианами и подвергались пыткам. По молитве святого Евтропия Господь явился присутствующим с ангелами и великомученику Феодору. В народе начались волнения, люди стали просить о прекращении истязаний святых.
Правитель Асклипиодот приказал увести мучеников. А позже он стал уговаривать святого Евтропия публично приносить жертвы языческим богам. Он отверг такое предложение, и на следующий день они хотели силой заставить троих друзей принести жертвы. Святые помолились Богу и началось землетрясение, разрушившее языческий капище.
Когда землетрясение закончилось, разгневанный Асклепиодот приказал снова истязать Евтропия, Клеоникоса и Василиска. И снова молитва святых обратила против них действия мучителей. Тогда правитель приказал казнить святых мучеников, а утром 3 марта (по старому стилю) Евтропий и Клеоник были распяты. Василиска казнили позже — 22 мая (по старому стилю) в городе Комана.
Православная Церковь чтит память Евтропия, Клеоника и Василиска 16 марта (по новому стилю). На Руси крестьяне издавна говорили об этом дне так: «Пусть Евтропий спешит и топит снег» или «Евтропий василиск топит снег».
На Евтропии полагалось огибать поле крест-накрест и тем самым привлекать внимание солнца: мол, некогда дневному светилу отдыхать, надо растопить снег и полить поля талой водой. Однако нужно было еще умолять солнце растопить снег: светило могло быть не только милостивым к людям, но и грозным. Поэтому нужно было знать, как вести себя с солнцем, что ему говорить.
Кстати, с солнцем было связано много примет и суеверий. Так, после захода солнца нельзя было давать деньги и хлеб в долг, а также выбрасывать мусор на улицу. По заходу солнца предсказывали погоду на следующий день: если сел в тучу, надо было ждать дождливого дня.
Но одним из главных событий евтропийского дня стало пробуждение хозяина леса — медведя. Считалось, что в этот день он покидает свое логово после зимней спячки.