1 июня в Вооруженных Силах России отмечают День создания Военно-транспортной авиации России, входящей в состав Воздушно-космических сил (ВКС). В этот день поздравления с профессиональным праздником принимают летчики и военнослужащие военно-транспортной авиации (ВТА).
1 июня 1931 года считается точкой отсчета в истории отечественной военно-транспортной авиации. В этот день в составе Ленинградского военного округа Красной Армии был сформирован опытный воздушно-десантный отряд для обеспечения высадки или высадки десантных частей, а также перевозки вооружения, продовольствия, материально-технического обеспечения и других грузов. Это подразделение послужило прототипом для создания ВТА в его современном виде.
Первоначально для выполнения задач военно-транспортной авиации использовались специально переоборудованные военные и гражданские самолеты, а самого ВТА как отдельного подразделения ВВС еще не существовало. В годы Великой Отечественной войны, например, пассажирские и грузовые самолеты, а также бомбардировщики использовались для перевозки личного состава и вооружения, высадки десанта, снабжения партизанских отрядов и эвакуации больных и раненых. За годы войны для решения авиатранспортных задач было выполнено более 1,7 млн самолето-вылетов (более 30% от общего числа).
В 1946 году в составе ВДВ была создана воздушно-десантная транспортная авиация, в состав которой вошли пять авиадивизий. Спустя три года его переоборудовали в транспортно-десантный самолет. В 1955 году воздушно-десантная транспортная авиация была выведена из состава ВДВ и преобразована в род войск ВВС.
В 1950-е годы в СССР также началась разработка новых военно-транспортных самолетов Ан-8 и Ан-12. Они были оснащены турбовинтовыми двигателями и хвостовыми грузовыми люками, которые можно было открывать в полете. По сравнению с самолетами первого поколения их грузоподъемность была выше в 3-5 раз. В 1967 г. парк самолетов военно-транспортной авиации пополнился самолетами Ан-22 «Антей», а в 1974 г. — Ил-26, которые к середине 1980-х гг. составили основу ВТА благодаря своей универсальности.
После распада СССР военно-транспортные части на территории бывших советских республик перешли в ведение соответствующих вооруженных сил, а военно-транспортная авиация России унаследовала авиационный парк, аэродромы и авиазаводы, находившиеся на территории РСФСР. С 2015 года ВТА входит в состав Военно-космических сил Российской Федерации. В том же году ее команда была признана самой боеспособной в ВКС.
ВТА России имеет четырехрядную структуру: легкие военно-транспортные самолеты с полезной нагрузкой 6 тонн (Ан-26), средние военно-транспортные самолеты с полезной нагрузкой 20 тонн (Ан-12), тяжелые военно-транспортные самолеты с полезной нагрузкой массой 60 т (Ил-76) и сверхтяжелые военно-транспортные самолеты без жестко определенной грузоподъемности (Ан-124).
ВТА выполняет широкий спектр задач, от доставки боеприпасов и вооружения и высадки десантных подразделений до эвакуации раненых и участия в миротворческих операциях и ликвидации последствий стихийных бедствий.