Ежегодно 14 октября предприниматели Таджикистана отмечают свой профессиональный праздник. День предпринимателя в Таджикистане официально учрежден президентом Эмомали Рахмоном в 2015 году.
Исторически первыми предпринимателями в Таджикистане можно назвать мелких торговцев и купцов, пик активности которых пришелся на конец 19 — начало 20 века. Затем Таджикистан вошел в состав Советского Союза, экономика которого не предусматривала развития частного предпринимательства.
Ситуация начала меняться в годы перестройки, когда в СССР была разрешена деятельность производственных кооперативов. После распада Советского Союза в бывших советских республиках кооперативы стали заменяться частными предприятиями западного образца.
Первым шагом в развитии предпринимательства в независимом Таджикистане стало принятие в декабре 1991 года Закона «О предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан». К началу 1992 года в стране было зарегистрировано более 2500 малых предприятий. Они образовались в основном за счет преобразования кооперативов.
В 1990-е годы количество малых предприятий в Таджикистане не увеличилось, а уменьшилось из-за сложной экономической ситуации, вызванной гражданской войной, которая нанесла таджикской экономике многомиллиардный ущерб, и отсутствием государственной поддержки.
Даже после окончания войны рост числа частных предприятий в стране был незначительным из-за сложности регистрации и коррумпированности чиновников. К 2000 году количество малых предприятий сократилось более чем вдвое по сравнению с 1992 годом.
В последующие годы количество малых и средних предприятий в Таджикистане начало расти, в том числе благодаря государственной поддержке, и к 2018 году доля частного сектора в стране составила 70% ВВП. Доля среднего и крупного бизнеса в частном секторе составила около 10 %, доля дехканских хозяйств — 47 %, доля предприятий, работающих на основе патента — 32 %, на основании свидетельства — 11 %.
Однако состояние частного сектора экономики в стране по-прежнему оставляет желать лучшего. Тысячи предприятий ежегодно закрываются из-за высокой конкуренции на рынке (в условиях бедности и низкой покупательной способности трудно обеспечить стабильный спрос на товары и услуги) и слабого развития постиндустриальной экономики, что обуславливает основная часть малых и средних предприятий во всем мире.
Учитывая ситуацию с предпринимательством в Таджикистане, День предпринимателя в стране учрежден не только для того, чтобы подчеркнуть вклад предпринимателей в экономику, но и привлечь внимание к текущим проблемам, с которыми сталкиваются таджикские предприниматели, и консолидировать усилия по поиску путей их решения. .
День предпринимателя, как и другие профессиональные праздники в Таджикистане, не является нерабочим днем, если он не приходится на выходной день. По случаю праздника в стране проводятся семинары, конференции, бизнес-форумы и другие профессиональные мероприятия, на которых таджикские предприниматели могут обменяться опытом и наладить деловые связи.