День PR-специалиста в России — молодой неофициальный профессиональный праздник, который принято отмечать 28 июля. В этот день в 2003 году Министр труда и социального развития Российской Федерации подписал постановление о включении квалификационных характеристик специалистов по связям с общественностью в ОКПДТР.
Связи с общественностью (паблик рилейшнз, PR) стали развиваться в России как самостоятельная сфера деятельности относительно недавно, хотя корни этого явления уходят глубоко в историю. Специалистов по связям с общественностью называют пиарщиками или перелайтерами, а в разговорном русском языке также популярно обозначение «пиарщики».
Своеобразные пиарщики существовали еще во времена древних цивилизаций в Китае, Греции, Риме и т. д. И одним из самых первых «пиарщиков», например, является император Юлий Цезарь, который активно занимался саморекламой и строил храмы в его честь и воздвигнутые памятники.
Если говорить о современных PR-технологиях, то они начали появляться в начале ХХ века в США. Так, в 1900 году в Гарвардском университете появился свой отдел по связям с общественностью, в 1904 году отдел по связям с общественностью был создан в Пенсильванском университете, а в 1920-х годах стали массово появляться отделы по связям с общественностью — как реакция на так называемых «мудракеров». «.
Чуть позже в политических партиях появились должности советников по связям с общественностью, а также стали появляться специалисты по политическим кампаниям. А в 1940-1960-е годы PR в США окончательно выделился в отдельное направление в менеджменте.
В настоящее время существует множество видов PR, например, политический, социальный, антикризисный, персональный, организационный, продуктовый и многие другие. При этом выделяют 4 основных коммуникационных канала для PR — СМИ, мероприятия, технические средства коммуникации, индивидуальные контакты.
В 2001 году Российская ассоциация по связям с общественностью выступила с инициативой государственной регистрации профессии. В результате в 2003 г. в ОКПДТР были введены характеристики четырех должностей, относящихся к сфере PR (Общероссийский классификатор рабочих профессий, должностей служащих и уровней оплаты труда): специалист, руководитель, начальник отдела и заместитель директора. по связям с общественностью.
Впервые российское сообщество рерайтеров отметило День пиарщика 28 июля 2004 года, через год после принятия решения о государственной регистрации профессии. С тех пор праздник отмечается ежегодно, обычно мероприятия в его честь проходят непосредственно в компаниях, деятельность которых связана с PR. Кроме того, PR-специалисты могут отметить свой день в кругу коллег, родных, близких и друзей.