Работники гражданской авиации Таджикистана – от пилотов и бортпроводников до работников аэропортов – 3 сентября отмечают свой профессиональный праздник. День гражданской авиации в Таджикистане отмечается в эту дату в память о первом полете из Бухары в Душанбе, который состоялся в 1924 году.
Таджикистан уникален тем, что гражданская авиация начала развиваться здесь раньше автомобильного и железнодорожного транспорта: регулярное авиасообщение в столице республики появилось на два года раньше автомобильного и на пять лет раньше железнодорожного. Это можно объяснить горным ландшафтом Таджикистана, что затрудняет строительство автомобильных и железных дорог.
3 сентября 1924 года в Душанбе (тогда Сталинабад) приземлился самолет Ю-13, пилотируемый Рашидбеком Ахриевым и Петром Комаровым. Маршрут Бухара — Сталинабад стал вторым регулярным авиамаршрутом в Советском Союзе после авиалинии Москва — Нижний Новгород. В том же году был создан первый аэродром в Сталинабаде.
В 1927 году было открыто регулярное сообщение по маршруту Ташкент — Самарканд — Термез — Сталинабад, в 1930 году в Сталинабаде был построен первоклассный аэропорт, а через год из столицы стали выполняться регулярные рейсы в Гарм, Дангару, Куляб. и Пяндж. В 1932 году появилось воздушное сообщение с Хорогом, дорога до которого из Сталинабада на лошади раньше занимала 20 суток, а продолжительность авиаперелета всего 2,5 часа.
В 1937 году в Таджикистане было создано Территориальное управление Гражданского воздушного флота, в 1945 году — Служба управления воздушным движением, а в 1949 году — государственная авиакомпания «Точикистон», ныне известная как «Таджик Эйр».
В советское время воздушный транспорт был важнейшей отраслью народного хозяйства Таджикской ССР, ведь для многих жителей труднодоступных высокогорных населенных пунктов он был единственным способом сообщения со столицей республики. Однако распад Советского Союза и последовавшая за ним гражданская война отбросили гражданскую авиацию Таджикистана назад, и она начала возрождаться только в 2000-х годах.
До середины 2000-х «Таджик Эйр» была единственной авиакомпанией в стране, но после демонополизации рынка в Таджикистане появились еще три авиакомпании: Asia Airways, Somon Air и East Air. East Air прекратила свою деятельность в 2014 году, а Asia Airways — в 2015 году после того, как зарегистрированный в ее реестре грузовой самолет потерпел крушение в Южном Судане.
По состоянию на 2021 год в Таджикистане работали две авиакомпании — «Таджик Эйр» и «Сомон Эйр». Они совершали как внутренние, так и международные рейсы (в Алматы, Бишкек, Дели, Дубай, Екатеринбург, Москву, Новосибирск, Самарканд, Санкт-Петербург, Стамбул, Сургут, Тегеран, Урумчи и Франкфурт). К сожалению, из-за пандемии коронавируса количество и частоту рейсов пришлось значительно сократить.
По случаю Дня гражданской авиации таджикские авиаперевозчики проводят праздничные мероприятия для своих сотрудников, на которых личный состав поздравляют с профессиональным праздником, а наиболее отличившимся работникам вручают грамоты за вклад в развитие авиационной отрасли страны.