20 июля (7 июля по старому стилю) Православная Церковь празднует память преподобной Евфросинии Московской, в миру Евдокии. Просторечная форма имени Евдокия – Авдотья, поэтому в народе этот день называли Авдотьей Сеногнойкой.
Преподобная Евфросиния Московская до принятия монашеского пострига была княгиней Евдокией Дмитриевной, дочерью великого князя суздальского Дмитрия Константиновича и супругой великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского. Она почитается церковью за свои многочисленные благословения, считается покровительницей всех русских государей и заступницей Москвы.
О детстве и ранних годах Евдокии почти ничего не известно. Но общеизвестен факт, что в 13 лет она вышла замуж за 15-летнего князя Дмитрия Ивановича, которого потом в народе прозвали Донским. Этот брак был в первую очередь политическим и гарантировал примирение Московского и Суздальско-Нижегородского княжеств, но Евдокия и Дмитрий смогли прожить в нем счастливо до самой смерти князя.
Дмитрий Донской умер в 1389 году в возрасте 38 лет. Оставшаяся вдова, Евдокия, взяла бразды правления в свои руки и стала хранительницей престола среди сыновей, которых у княжеской четы было 8. По завещанию князя Дмитрия Ивановича, часть земель она получила в полную личную собственность, а также получила право распоряжаться остальными землями, разделив их между своими сыновьями.
Евдокия Дмитриевна была одной из самых образованных женщин своего времени и посвятила себя государственным делам, а также строительству церквей и монастырей. Под ее руководством, в частности, было собрано ополчение для защиты Москвы от нашествия Тамерлана. 17 мая 1407 года Евдокия приняла монашеский постриг под именем Евфросинии и поселилась в недавно построенном на ее средства Вознесенском монастыре, но прожила в монашестве всего несколько недель и скончалась 7 июля 1407 года.
В годовщину принятия монашества и кончины Евдокии Дмитриевны Русская Православная Церковь теперь поминает ее. В народе эти дни памяти закрепились как Евдокия Свистуня и Авдотья Сеногнойка.
Но почему святой получил такое неблагозвучное прозвище? А все дело в том, что в этот день обычно кипела сенокосная работа. Кроме того, в этот период лета обычно начинались дожди. Считалось, что если на Авдотью пойдет дождь, то он продлится долго и испортит сено в полях, если не успеть собрать его в стога к этому дню: оно просто сгниет от высокой влажности. Крестьяне говорили по этому поводу: «Если сено в кучи сгребать, то облака не страшны».
На Авдотью тоже стали жать: «Пока колос в поле, работай на подоле. Если зерно в колосе, спешите жать полосу. Начало сбора урожая было связано со многими ритуалами. Так, в поле было принято ходить с песнями и носить серпы, заворачивая их в полотенца. В такое полотенце следует завернуть первый сжатый сноп, а затем освятить в церкви.
Отжав первые уши, женщины делали из них пояс и обвязывали его, произнося специальный заговор, чтобы не болела спина. Гадали и на Авдотью, после жатвы бросая в поле серпы. Серп, воткнутый в землю, предвещал смерть того, на кого гадали.