5 февраля (23 января по старому стилю) Православная Церковь празднует память священномучеников Климента, епископа Анкирского, и мученика Агафангела. В народе этот день назывался Агафий (Агафонник) Полупекарь.
Святой Климент Анкирский родился в городе Анкира в 258 году. Его отец был язычником, а мать христианкой, когда родители Климента умерли, его взяла к себе подруга его матери София, которая также была христианкой.
Климент воспитывался в христианском духе и вместе с Софьей стал помогать брошенным детям. В частности, он готовил детей к принятию христианства, обучал их основам христианской веры. Когда Клименту исполнилось 18 лет, он получил сан пресвитера, а в 20 лет стал епископом Анкирским.
Во время гонений на христиан в царствование императора Диоклетиана Климент Анкирский пострадал за свою веру: его пытались заставить отречься от христианства, но он отказался, а затем был заключен в тюрьму и подвергнут пыткам. Позже Климента передали правителю Максимиану, который также подверг святого мучениям.
После этого Климента заключили в тюрьму в родном городе Анкире. Там он оказался со святым мучеником Агафангелом Римлянином, которого Климент обратил в христианскую веру и который решил стать его учеником и сопровождать Климента во всех его страдальческих подвигах.
Оба святых по приказу местного князя Куриния были вновь замучены. После смерти императора Максимиана святой Агафангел был казнен, а святой Климент через некоторое время смог быть освобожден анкирскими христианами. Он отправился в пещерный храм и отслужил литургию, после чего сообщил верующим о скором окончании гонений, а также о своей скорой кончине. И действительно, святой Климент вскоре был убит, когда анкирские воины ворвались в храм.
День памяти святых Климента и Агафангела на Руси издавна посвящался крестьянским хозяйством. Хозяева, не успевшие накануне (для Тимофея Полузимника) проверить урны, сделали это для Агафия Полухлебника. Ровно половина запасов, сделанных на зиму, должна была остаться (а значит, и полухлебник).
Если к этому дню их стало меньше, значит, хозяевам придется туже затянуть пояса. В народе говорили: «Агафонник в закромах спину не разгибает, здоровому зерну счет ведет». Также проверили посевной материал для Агафонника и привели в порядок амбары — заделали щели в стенах и дверях.
Конечно, с этим днем был связан ряд примет к урожаю и погоде. Итак, крестьяне смотрели, сколько снега на полях, и волновались, хватит ли его на полив земли в конце зимы. По этому поводу говорили: «Снег глубок — хлеб хорош».
Поведение птиц и зверей в этот день также говорило о том, какая будет погода и скоро ли придет весна. Итак, крики синиц по утрам сулили заморозки. А если белки покидали гнезда и спускались с дерева, то надо было ждать оттепели.
Также погода на Агафье позволяла предсказывать погоду на всю следующую зиму: считалось, что погода в первой половине следующей зимы будет соответствовать погоде до полудня, а во второй половине — погоде днем.